Правила игры в «Русскую пирамиду»

В игре «Русская пирамида» следует руководствоваться общими правилами (см. раздел 2) и правилами, приведенными ниже.

4.1. Ведение игры и счета

Игра ведется битком; сыгрывать можно любой прицельный шар.

За сыгранный шар игроку засчитывается количество очков, равное номеру этого шара, за исключением № 1 – за него засчитывается 11 очков.

Сумма очков пятнадцати прицельных шаров равна 130. При игре в последнем к номеру сыгранного шара прибавляется 10 очков, в этом случае сумма очков равна 140.

За нарушение правил с текущего счета игрока вычитается 5 очков, а к текущему счету соперника прибавляется 5 очков.

4.2. Определение победителя

Победителем считается игрок, набравший 71 очко или более.

4.3. Расстановка шаров

Шары расставляются в следующем порядке: 1-й ряд - № 4; 2-й ряд - № 5, 6; 3-й ряд - № 7, 15, 8; 4-й ряд - № 9, 13, 14, 10; 5-й ряд - № 2, 1, 12, 11, 3.

4.4. Начальный удар

Начальный удар необходимо выполнять таким образом, чтобы после соударения битка с прицельным шаром любой из шаров коснулся двух бортов либо пересек центральную линию.

4.5. Удар с руки из дома

Удар с руки из дома выполняется в следующих случаях:
• биток упал в лузу или выскочил;
• при развязке глухой позиции;
• при счете 70:70.
Биток устанавливается в любом месте дома. Если игрок располагает биток вне дома, судья должен предупредить его об этом. Если же, несмотря на предупреждение судьи, игрок производит удар не из дома, на него налагается штраф.

При выполнении удара с руки из дома игрок не должен выходить за переднюю линию.

Биток считается введенным в игру с момента пересечения им передней линии при ударе либо его соударения с прицельным шаром, находящимся вне дома.

За соударение битка с прицельным шаром, находящимся в доме, налагается штраф. Если же биток не вышел из дома и при этом не произошло его соударение с прицельным шаром, удар с руки из дома повторяется.

Если все прицельные шары находятся в доме, удар с руки из дома необходимо выполнять из временного дома.

4.6. Отыгрыш

Отыгрыш считается правильным, если один из шаров пересек центральную линию.

4.7. Выскочивший биток

Если выскакивает биток, то вступающий в игру выполняет удар с руки из дома либо, оценив игровую позицию, предлагает выполнить этот удар сопернику: «Играй дальше».

4.8. Выставление шаров

Несколько прицельных шаров выставляются в порядке возрастания номеров.

4.9. Глухая позиция

Если в игре создалась глухая позиция, то есть игровая позиция, принципиально не изменяющаяся после нескольких ударов, судья после предупреждения игроков должен с помощью треугольника расставить оставшиеся на игровой поверхности стола прицельные шары симметрично относительно продольной линии; при этом передний шар располагается на задней отметке.

Право следующего удара определяется розыгрышем, и игра продолжается ударом с руки из дома.

4.10. Обязательное судейское предупреждение

Судья обязан делать следующие предупреждения:
• при ударе с руки из дома биток располагается вне дома;
• играемый прицельный шар или биток располагается точно на центральной линии;
• все прицельные шары находятся в доме.

4.11. Игра при счете 70:70

Если каждый из игроков набирает по 70 очков, последний сыгранный шар выставляется на заднюю отметку.

Право последующего удара определяется розыгрышем, игра продолжается ударом с руки из дома и ведется до сыгранного шара или до штрафа.

4.12. Штраф

Штраф на игрока налагается в следующих случаях:
• при выполнении удара не битком;
• при падении битка в лузу;
• если при ударе с руки из дома произошло соударение битка с прицельным шаром, находящимся в доме;
• если удар с руки из дома выполнен по битку, расположенному вне дома.